Премьер – министру Украины
Азарову Н.Я.
ОБРАЩЕНИЕ
риэлторской сообщества по поводу проекта закона
«Об особенностях осуществления риэлторской деятельности»
Ассоциация специалистов по недвижимости Украины (АСНУ), которая является старейшей и самой многочисленной профессиональной общественной организацией риэлторов и объединяет более тысячи специалистов из всех регионов Украины, выражает глубокую обеспокоенность проектом закона «Об особенностях осуществления риэлторской деятельности», разработанным рабочей группой при Минэкономразвития на выполнение соответствующих поручений Президента Украины и Кабинета Министров Украины и обнародованным с целью публичного обсуждения.
Однократное и запоздалое привлечение представителя Ассоциации – президента АСНУ С.А. Злыдня, – к участию в рабочей группе по разработке проекта, игнорирование специалистами министерства предложений риэлторской сообщества при его подготовке стали главными факторами наличия в опубликованном законопроекте несовершенных правовых инструментов организации данного вида деятельности, дискриминации участников рынка риэлторских услуг и потребителей и других системных недостатков, которые исключают его принятия в предложенной редакции.
Рабочей группой не учтены ключевые принципы организации риэлторской деятельности, воплощенные в профессионально подготовленный специалистами Ассоциации и независимыми экспертами, в соответствии с требованиями поручения Президента, сбалансированный законопроект по данному вопросу. Зато основу опубликованного проекта закона составила произвольная комбинация выбранных положений законов «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине», «Об аудиторской деятельности» с вкраплением норм депутатского законопроекта «О риэлторской деятельности». Этим регламентации правоотношений в независимом и специфическом сегменте риэлторских услуг предлагается осуществлять путем принудительной адаптации моделей функционирования рынка аудиторских и оценочных услуг с помощью правовых норм из законов минимум десятилетней давности, которые никоим образом не способны обеспечить регулирование риэлторской деятельности в соответствии с современными реалиями и потребностями рынка .
Достигнутый во время единственного заседания рабочей группы определенный компромисс относительно учета высказанных представителем Ассоциации ряда фундаментальных замечаний к тексту законопроекта обернулся отсутствием в опубликованной редакции проекта одной из предварительно согласованных позиций и сохранением в нем значительной части противоречивых статей, которые не отвечают Конституции и законам Украины в данной сфере правового регулирования, а в отдельных случаях прямо нарушают гарантированные Основным Законом права граждан.
Так, предусмотренный законопроектом обязанность риэлторов осуществлять исключительно риэлторской деятельности с запретом находиться на государственной службе или службе в органах местного самоуправления, заниматься другой деятельностью, кроме преподавательской, научной, творческой является очевидным нарушением ч.2 статьи 42 Конституции Украины, согласно которой законодательное ограничения предпринимательской деятельности распространяется исключительно на депутатов, должностных и служебных лиц органов государственной власти и местного самоуправления.
Установка в проекте закона предельной тарификации оплаты риэлторских услуг на уровне 3% стоимости недвижимого имущества является непосредственным осуществлением парламентом регулирования цен и тарифов в отдельной сфере хозяйствования, что является нарушением предписаний ч.2 статьи 6, ч.2 статьи 19, п.5 ч. 1 статьи 85, пункт 3 статьи 116 Конституции Украины относительно разграничения полномочий Верховной Рады Украины и Правительства в сфере ценообразования. Вместе с тем, неутешительным практическим итогом действия данной нормы будет сознательное занижение потребителями в сделках реальной стоимости недвижимости, взимания риэлторами платы с обеих сторон договора со всплеском теневых схем расчетов за предоставленные услуги.
Предложение риэлторского сообщества по экономической сбалансированности рынка недвижимости путем объединения усилий государства и механизмов профессионального самоуправления обернулась чрезмерной концентрацией регулятивных функций в Фонде государственного имущества Украины и появлением в системе государственного контроля за риэлторской деятельностью административного и финансово обременительной балласта – Наблюдательного совета с одновременным ограничением полномочий саморегулируемых организаций частичным участием во второстепенных вопросах функционирования сферы риэлторских услуг.
Отсутствие в предварительно одобренной редакции проекта статьи об обязательности заключения сделок с недвижимостью с участием профессиональных и официально признанных риэлторов существенно повышает риски потребителей быть обманутым при отчуждении / приобретении имущества, а также оставляет широкий простор для полулегальной деятельности «серых» маклеров, стимулируя обращение и разрастанию теневого сектора риэлторских услуг.
Сохранение в законопроекте диспропорций в требованиях к производству риэлторской деятельности ее субъектами – юридическими лицами и риелторами из числа физических лиц-предпринимателей и различий в квалификационных критериях риелторов и агентов по операциям с недвижимостью не гарантирует единых стандартов и правил в данной сфере хозяйствования и не обеспечивать равную конкуренцию между участниками рынка, обязанность по защите которой государством предусмотрен ч.3 статьи 42 Конституции.
Отдельно отмечаем присутствие в законопроекте грубых нарушений установленных Конституцией Украины основ юридической ответственности лица и определенных Гражданским кодексом Украины оснований гражданско-правовой ответственности лиц за причиненный имущественный и моральный ущерб.
Единственным основанием солидарной ответственности субъекта риэлторской деятельности и потребителя проект закона определяет причинение третьим лицам имущественного и (или) морального вреда в процессе или в результате исполнения договора о предоставлении риэлторских услуг. Таким образом законопроект легализует привлечения к солидарной ответственности риэлтора и потребителя независимо от их вины и от факта ущерба их совместными действиями или бездействием. Это противоречит не только предусмотренным ч.1 статьи 1190 Гражданского кодекса основаниям солидарной ответственности, но и нарушает ч.2 статьи 61 Конституции об индивидуальном характере юридической ответственности лица.
Возложение на риэлторов обязанности возмещать третьим лицам имущественный и моральный вред тоже не ставится в зависимость от неправомерных решений действий или бездействия лица, которое его нанесло, что идет вразрез с предписаниями ч.1 статьи 1166, ч.1 статьи 1167 Гражданского кодекса.
Вместе, статья законопроекта о солидарной ответственности риэлторов за причиненный ущерб с одновременным обязательством их предварительно застраховать свою гражданскую ответственность и, таким образом, возмещать убытки еще как застрахованное лицо, свидетельствует о бессистемности подхода законодателя к вопросу ответственности риэлторов и несоответствие данной нормы ч. 1 статьи 61 Основного закона, которая не допускает привлечения лица к юридической ответственности одного вида за одно и то же правонарушение.
Приведенное мотивировано свидетельствует, что неучет в предложенном законопроекте позиции риэлторского сообщества, наличие в нем существенных противоречий Конституции и законам Украины предопределяет несостоятельность проекта закона стать надежным правовым фундаментом для надлежащей организации рынка риэлторских услуг в Украине и успешным итогом выполнения президентского поручения по дерегуляции хозяйственной деятельности.
Учитывая изложенное, убедительно просим Вас поддержать позицию Ассоциации специалистов по недвижимости Украины относительно неприемлемости обнародованного проекта закона «Об особенностях осуществления риэлторской деятельности» и безотлагательно поручить доработать указанный законопроект с обязательным учетом замечаний и предложений многочисленной риэлторской сообщества.
Президент АСНУ С. А. Злыдень
Регион: |
Имя | |
Телефон | |
Сайт |